Ситуация на нефтяном рынке снова неблагоприятна для России – настолько неблагоприятна, что за ценами на нефть пристально следят даже в Кремле. Падение цен на нефть способствует падению рубля, и аналитики уже дают прогнозы о том, куда двинутся нефтяные цены в ближайшем будущем и почему. Прогнозы эти, впрочем, крайне противоречивы.
Нефть Brent упала ниже важной психологической отметки – 55 долларов за баррель – впервые с января 2015 года. В понедельник она продолжает дешеветь: Brent впервые с 20 марта этого года коснулась 53,56 доллара за баррель.
Следом традиционно слабеют все сырьевые валюты, и рубль – не исключение. Российский рубль против доллара тестирует психологически значимый уровень в 59 рублей впервые за четыре месяца и вполне может достичь 60 рублей (последний раз такой уровень был в феврале). Евро прошел сильную отметку в 66 рублей впервые с 16 марта 2015 года.
На нефть давят такие факторы, как появление на рынке большего количества иранской нефти, рост числа буровых установок в США, ожидание повышения ставок ФРС. Плюс на рубль может влиять также опасение за китайскую экономику, что ведет к оттоку инвестиций с развивающихся рынков. В среду также на рубль может оказать давление ожидание снижения процентной ставки от Банка России, который проведет заседание по денежно-кредитной политике уже в эту пятницу.
Но главный определяющий фактор сейчас – это нефть. За ценами на нефть пристально следят в Кремле и все российские ведомства, однако никто не делает преждевременных выводов, заявил в понедельник пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По его словам, выводы надо делать из более длительных периодов, чем показатели за неделю или месяц, ведь динамика временами может быть разнонаправленная.
«Существуют совершенно разные прогнозы. Мы знаем: от каких-то апокалиптических прогнозов до уверенного роста», – отметил Песков. Но, по его словам, трудно сказать, какие из этих прогнозов могут оправдаться.
Апокалипсис или чудо
На прошлой неделе обнародованы две кардинально противоположные позиции по тому, что ждет нефть в долгосрочной перспективе. Аналитики Morgan Stanley сделали роковой для России и других сырьевых экономик прогноз. Они заявили, что падение цен на нефть в 2015 году может оказаться наиболее сильным за более чем 45 лет. Уже к концу 2015 года стоимость нефти может опуститься ниже 30 долларов за баррель. В этом случае доллару ничего не помешает взлететь до 80 или даже до 100 рублей.
Однако и это может оказаться не самым страшным. В Morgan Stanley не исключают, что спад может продолжиться в течение трех и более лет. Ситуация может оказаться намного хуже, чем в 1986 году, когда цена на нефть обвалилась с 35 долларов за баррель до 10 долларов и оставалась на этом уровне на протяжении нескольких лет, считают аналитики Morgan Stanley.
Они объясняют свой прогноз тем, что наблюдается неадекватная реакция рынка на предыдущее падение цен. В первую очередь речь идет о том, что, несмотря на сокращение инвестиций в нефтедобычу, объемы поставок нефти на рынок не только не сократились, но даже выросли.
Теперь, с одной стороны, рынку грозит иранская нефть, с другой – страны ОПЕК, которые продолжают превышать установленные собственными силами квоты. За последние полгода превышение составило более 1,5 млн баррелей в сутки, указывают в Morgan Stanley.
Саудовская Аравия, которая после вынужденного ухода с рынка Тегерана заместила иранскую нефть своей, не обращает внимания на планы Ирана и снижать собственную добычу не собирается. Хотя низкие цены на нефть и доставляют проблемы бюджету Саудовской Аравии, но не критично. В российском бюджете дыра получается более серьезная. Кроме того, в арабских песках добывается легкая и самая дешевая по себестоимости нефть.
Однако одновременно с этим прогнозом от Morgan Stanley появился совершенно противоположный, причем сделал его один из авторитетных аналитиков нефтяной отрасли Гэри Росс (учредитель консалтинговой компании PIRA Energy Group), который в свое время точно спрогнозировал обвал мировых нефтяных котировок летом 2014 года. Росс считает, что цены на нефть в течение ближайших пяти лет вернутся к цене в 100 долларов за баррель из-за предстоящих перебоев с поставками сырья. По его мнению, рынок нефти не так затоварен, как кажется, да и избыток предложения невысок. По его словам, Саудовская Аравия добывает предельно возможный объем нефти на имеющихся скважинах.
Прогнозирующие долговременную тенденцию к снижению нефтяных цен, по словам Росса, не учитывают того факта, что цена 50 долларов за баррель влияет на производителей, заставляя их сокращать расходы.
Золотая середина
Однако оба этих прогноза выглядят слишком экстремально. «Падение цен на нефть до 10 долларов за баррель в качестве прогноза я вообще бы не воспринимал всерьез. Хотя бы потому, что 10 долларов в 1986-м и 10 долларов сейчас – это совершенно разные деньги», – говорит Валерий Полховский, старший аналитик ГК FOREX CLUB.
«Плохо представляю, как дисбаланс между спросом и предложением, пусть в 2,5 миллиона баррелей, по оценкам самих же Morgan Stanley, при мировом потреблении 93 миллиона баррелей в сутки может спровоцировать падение цен на нефть на 90%, – удивляется Полховский. – Более того, кто и как будет добывать и продавать нефть по таким ценам?! Сланцевые добытчики как бы ни храбрились, но при среднегодовой цене в 55 долларов уже сократили объемы бурения на 50%. Акции большинства из них котируются на 50–60% ниже 2014 года».
Исходя из того, что в Morgan Stanley делают такие прогнозы, наверное, они скоро заявят, что сланцевая добыча стала дешевле традиционных способов добычи, удивляется Полховский. Пока же добыча сланцевой нефти – это дорогостоящий процесс.
Аналитики американского банка Merrill Lynch в январе этого года тоже уверяли, что уже в марте нефть сорта Brent будет стоить 31 доллар за баррель. Однако реальность оказалась далека от этого прогноза.
С другой стороны, и Росс может оказаться слишком оптимистичным. Пока слабо просматриваются факторы, за счет которых нефть может вернуться к 100 долларам.
«Если отбросить в сторону возможный виток геополитической напряженности на Ближнем Востоке, а исходить чисто из экономических посылов, то при 100 долларах за баррель на рынок вернется сланец, плюс в течение двух лет прибавится Иран. Соответственно, переизбыток предложения может достичь пяти–шести миллионов баррелей в сутки. Это уже многовато для 100 долларов за баррель. Конечно, если допустить военный конфликт на Ближнем Востоке, то это уже совсем другая история», – говорит Полховский. Вероятно, Гэри Росс делает ставку именно на войну.
Как всегда, истина может оказаться где-то посередине. «В 2015 году среднегодовая цена на нефть будет около 55, но не исключено снижение и до 50. Если рассматривать более длинный горизонт, например два–три года, то мы рассчитываем, что нефть будет стоить около 70», – говорит Полховский.
Он объясняет диапазон в 50–70 долларов за баррель так: «При цене выше 70 долларов на рынок начнут возвращаться сланцевые компании, а потому постоянно будет нарастать дисбаланс между спросом и предложением. Цена ниже 50 долларов вряд ли устоится, так как она не устраивает никого. Даже Саудовская Аравия при такой цене будет испытывать дефицит бюджета, а вечно его погашать за счет резервов невозможно».
Старший аналитик VYGON Consulting Мария Белова прогнозирует нефтяной ценовой коридор в 60–80 долларов за баррель. «Уровень среднециклической цены будет определяться маржинальными добычными проектами в Северной Америке. В настоящее время это порядка 60 долларов за баррель, в долгосрочной перспективе – до 80 долларов. Одновременно можно предположить, что цена часто будет выходить за границы этого коридора, однако каждый такой случай не должен быть поводом для избыточного оптимизма или паники», – говорит газете ВЗГЛЯД Мария Белова. В 2015 и в 2016 годах среднегодовая цена на Brent будет 59 долларов за баррель с возможными кратковременными колебаниями в ту или иную сторону, оценивает она.
«Ключевыми факторами, влияющими на уровень цены, в этот период будут: темпы и объемы возврата иранской нефти на рынок, решение ОПЕК об изменении объемов добычи нефти с учетом Ирана, изменение чувствительности добычи нефти в США к различным ценовым условиям, эластичность спроса на нефть в развитых и развивающихся странах», – указывает эксперт из VYGON Consulting.
К такому варианту Россия вполне готова, она уже поправила бюджет исходя из цены на нефть в 60 долларов за баррель и курса доллара в 51 рубль. С одной стороны это означает, естественно, режим экономии, с другой – будет стимулировать перестройку нефтяной экономики.
|