На вооружении российской армии могут появиться ракетные поезда. О такой возможности сообщил СМИ неназванный источник в оборонно-промышленном комплексе. По его словам, хотя конкретное решение еще не принято – в случае начала программы такие комплексы могут появиться к концу нынешнего десятилетия.
Заглянув в историю, можно заметить, что попытки использования железнодорожного транспорта в качестве оружия предпринимались едва ли не с самого начала его появления. Официально первые боевые поезда были применены еще в ходе революции в Австро-Венгрии – в 1848 году. Чуть позже установленные на железнодорожные платформы орудия использовались "северянами” в Гражданской войне 1861-65 годов.
Бронепоезда в полном смысле слова (с бронированными вагонами и локомотивом) были применены англичанами в ходе бурской войны начала 20 века. В Гражданской войне в России со стороны и "красных” и "белых” воевали уже больше, чем по сотне бронированных "монстров”. Примечательно, что в Красной Армии должность командира бронепоезда обычно приравнивалась к командиру дивизии – то есть, являлась генеральской.
Даже в Великую Отечественную войну бронепоезда успешно применялись в боях. Не только в армии СССР, которую в либеральных кругах принято ругать за якобы "косность и техническую отсталость” – но и самой, что ни на есть "просвещенной” Германией. Причем, пик использования этого оружия немцами пришелся на середину войны – когда вермахт захватил немало советской трофейной техники этого класса.
В принципе, полностью грозные железнодорожные составы полностью не исчезли с театров боевых действий и поныне. Достаточно сказать, что после начала конфликта на Донбассе местные ополченцы применяли такое оружие не без успеха.
Да, оно уязвимо перед артиллерийским огнем и даже обычными гранатометами, не говоря уже об авиации. Ну так ведь тоже самое можно сказать и об обычных танках. Но последние как-то не спешат списывать из арсеналов всех армий мира, не исключая и самые современные – просто у каждого оружия есть своя сфера применения.
Впрочем, данная статья будет посвящена не традиционным бронепоездам – а "боевым железнодорожным ракетным комплексам” (БЖРК). Которые формально могут и не иметь брони – их назначение совсем не в том, чтобы выстаивать под обстрелом противника, нанося ему при этом урон.
Хотя урон врагу такая техника может нанести колоссальный. Впервые появившиеся на вооружении Советской Армии в 1987 году каждый БЖРК нес по три баллистических ракеты РТ-23 "Молодец” - каждая из которых имела по 10 разделяющихся ядерных боеголовок мощностью по 400 килотонн каждая.
Дальность – 11 тысяч километров, то есть, в зоне из досягаемости находился весь Евразийский континент. А при стрельбе через Северный полюс – и значительная часть территории США. Всего же таких комплексов было 12.
Впрочем, баллистические ракеты шахтного базирования имели куда большую ударную мощность. Да вот беда – уже тогда практически все такие пусковые установки значились на оперативных картах США и НАТО.
А потому могли пригодиться либо для "опережающего” (первого), либо для "встречного” удара - в ответ на уже запущенные, но еще находящиеся в полете ракеты противника.
В случае же, если вражеские боеголовки достигали целей, среди которых в том числе находились и советские пусковые установки – толку от ядерных супер-монстров не было бы никакого.
Чтобы обезопасить собственное ядерное оружие от упреждающего удара, имеющие его государства и стараются разместить его в максимуме различных носителей, лучше всего – мобильных. В США, например, "шахтных” ракет – от силы 20% от общего количества. Остальные – это оружие стратегических бомбардировщиков и атомных подводных лодок.
Последний вид вооружений есть и в России. Однако еще в советские годы отечественным ВПК было начато производство уникальной разработки – мобильных комплексов наземного базирования. Первый из них – знаменитый "Тополь”. Ему на смену пришел "Тополь М”, который, в свою очередь сменился "Ярсом”.
По форме – это мощные тягачи, на которых размещается по одной твердотопливной ракете. К сожалению, лишь на "Ярсе” число боеголовок стало больше четырех – предшественники могли нести только по одной. Что, понятно, значительно снижало эффективность нанесенного противнику ущерба.
Тем не менее, даже такие несколько ограниченные возможности весьма нервируют наших "заклятых друзей”. Которые требуют со ссылкой на "Договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений”, чтобы российские мобильные ракетные комплексы не разъезжали по стране – а находились в местах компактного размещения.
Понятно, что в случае приближения ситуации к критической на такие "хотелки” никто не будет обращать внимания – но факт есть факт.
Однако, у "Тополей” и "Ярсов” есть еще один немаловажный недостаток – избавиться от которого очень трудно, если, вообще возможно. Да, восемь осей с титаническими колесами дают возможность двигаться груженным тягачам (общая масса – 150 тонн!) даже по очень мягкому грунту. Можно даже колесить под лесным дорогам.
Но для быстроты перемещения лучше, все же, двигаться по нормальным трассам. Увы, мобильные комплексы очень уж приметны. Чтобы пройтись парадом по Красной площади на День Победы, вызывая законную гордость россиян – в самый раз. А вот остаться незамеченным во время передвижения – это вряд-ли.
Если даже со спутника не заметят (что очень проблематично) – то собственные "болтуны – находка для шпиона” тут же в социальных сетях сдадут. Подобно тому, как перемещения российских войск вблизи украинской границы выкладывались простыми зеваками в Интернет прежде даже снимков с американских спутников.
Совсем другое дело - боевой железнодорожный ракетный комплекс. В его внешнем виде, как раз, ничего боевого нет. Обычный железнодорожный состав – с пассажирскими вагонами и вагонами-рефрижераторами. Ни с космоса ничего не заподозришь – ни даже стоя рядом. Разве что с самым современным шпионским оборудованием.
Но это ж сколько надо и хитрых приборчиков, и откровенных предателей Родины – чтобы умудриться проверить все без исключения железнодорожные составы России?! Тем более, они ж на месте не стоят – а могут передвигаться со скоростью до пары тысяч километров в сутки, если им дать "зеленую улицу” по железной дороге.
В общем, в случае гипотетического "часа Х” американские генералы в поиске целей для первоочередных ударов по российским ядерным силам окажутся в ситуации, сродни изображенной в фильме "В осаде-2” с блистательным Стивеном Сигалом в главной роли.
Там злодей захватил контроль над американским боевым спутником – способным лазерным лучом уничтожить любой объект на земной поверхности. А чтобы этот спутник не уничтожили с Земли – преступный гений "замаксировал” его координаты среди множества других, вполне мирных сателлитов.
И вот, когда до обещанного шантажистом уничтожения Пентагона остается несколько минут, американским военным удается сузить круг поиска до 8 спутников. И бравый американский генерал, понимая, что лучшего выхода уже не найти, просящим тоном обращается к рядовому оператору: "Ну давай, сынок – скажи, по какой из восьми целей нам стрелять, попытка только одна”.
Тот указывает номер, первый пришедший в голову. Пуск ракеты-перехватчика – и миллионы американцев оказываются перед телевизорами с погасшей картинкой – выбранная цель оказалась мирным спутником связи.
В итоге лишь личное вмешательство Сигала спасает США от катастрофы. Что-то такое угрожает американцам и при попытке "вывести из игры” российские мобильные ракетные комплексы, особенно, почти неопределяемые, железнодорожного базирования.
Может возникнуть вопрос – почему же такое отличное оружие было снято с боевого дежурства еще в 1994 году, окончательно пойдя на слом в 2005-м? В общем, все довольно просто. Сначала пришедшие к власти в России прозападные "общечеловеки” во главе с ЕБН подписали в 1993 году договор СНВ-2, в котором было прописано уничтожение очень опасных для США БЖРК. А потом, когда в 2002 году Москва вышла из навязанного Вашингтоном договора, оказалось, что ракеты "Молодец”, стоявшие на боевых поездах, практически выработали свой ресурс. Делались то они на "Южмаше” – находящемся на территории Украины, уже тогда ставшей почти откровенным "вассалом” Запада в своей русофобской политике. Можно ли было переоснастить боевые поезда ракетами российского производства? Сложно сказать. Возможно, такое переоснащение могло быть дороже, чем сделать комплексы заново с нуля. Да, в общем, и особой нужды в относительно спокойные в плане геополитической напряженности "нулевые” годы в такой модернизации не было. Правда, уже теперь может возникнуть другой вопрос – а не получится ли, что обещанные к 2019 году железнодорожные ракетные комплексы окажутся, как по поговорке "дорога ложка к обеду” – который к тому времени может уже и пройти? В общем, это не обязательно – США и при наличном уровне российских ядерных вооружений, собственной противоракетной обороны, и так не рассматривает всерьез мазохисткий для себя сценарий ядерной войны с Россией. Но это сейчас – а на будущее нашей стране не помешает иметь дополнительные козыри, на то она и гонка вооружений. Но, вообще, в словах неназванного "источника в оборонно-промышленном комплексе” насчет "возможности возрождения БЖРК к 2019 году” может крыться и "двойное дно”. Потому что, при наличии техдокументации, серьезных наработок в производстве железнодорожной техники, думается, при желании "новый-старый” боевой поезд можно будет сделать гораздо раньше. На худой конец, можно будет поступить в духе упомянутых в начале статьи австро-венгров или американцев 19 века – поставить на обычный поезд уже имеющиеся пусковые установки с автомобильных Тополей и Ярсов. Тут ведь главное – чтобы внешне такой поезд выглядел, как самый обычный – а русскому человеку решать самые сложные технические проблемы подручными средствами – не впервой. Это только японские "технические гении” допустили ядерную аварию на Фукусиме потому, что военные притарабанили на станцию аварийный генератор, разъем от которого не подходил к вилкам имеющихся насосов. И местные инженеры, вместо того, чтобы обрезать "вилку” и розетку, соедив провода напрямую (что сделал бы любой российский "дядя Вася” за несколько минут) ждали несколько суток "кондиционного” генератора, пока уровень аварии не достиг критической отметки. Так что, вполне возможно, что откровения "источника” из оборонпрома являются не только полуофициальным обещанием восстановить боевые ракетные поезда через 5 лет. Но и санкционированной "утечкой информации” насчет того, что это может произойти гораздо раньше. Дабы охладить чьи-то горячие головы в "цитадели демократии”, мечтающие обезоружить Россию "высокоточным превентивным ударом”.
|